Обличение мира обывателей в сказке Салтыкова - Щедрина "Премудрый пискарь" Цели урока: 1.Обучающие: а) Знания: Повторение и систематизация полученных знаний о личности и творчестве писателя – сатирика Салтыкова - Щедрина; вспомнить ранее прочитанные произведения писателя, выявить особенности жанра сказки, использование автором различных художественных средств. б) Умения: Нахождение в тексте изучаемого произведения тропов. Закрепление умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания. 2. Развивающие: Воспроизводить материал в конце урока. Развивать устную речь учащихся. 3. Воспитывающие: Воспитание активной жизненной позиции. Воспитание интереса к литературе. Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний + практикум). Оборудование и оформление: компьютер, мультимедийный проектор, экран; тексты сказок Салтыкова – Щедрина, библиотечная серия «Выставка в школе» М.Е. Салтыков – Щедрин; презентация PowerPoint.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверить готовность учащихся к уроку.
Психологически настроить их на предстоящее занятие.
Вводная часть
1. Сообщение темы урока. (Слайд №1 презентации).
2. Постановка целей урока.
II. Изучение нового материала. 1. Слово учителя. Биографическая справка. (Слайд №2 презентации).
Запись в тетрадях хронологической таблицы биографических фактов писателя.
Родился 15 (27) января 1826 в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец Евграф Васильевич происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать Ольга Михайловна – из семьи богатого московского купца.
Получил отличное домашнее образование. К шести годам легко общается на французском и немецком, пишет по-русски.
1836 –1838 гг. Московский дворянский институт.
1838 –1844 гг. Царскосельский лицей.
1841 – первое напечатанное стихотворение «Лира», посвященное памяти Г.Р.Державина и А.С.Пушкина.
1844 – после окончания лицея назначен чиновником в канцелярию Военного министерства.
1847 - повесть «Противоречия»
1848 – повесть «Запутанное дело»
1848 – за свои первые повести Салтыков отправлен в ссылку в Вятку, где пробыл почти 8 лет.
1858 -1862 - вице-губернатор Рязани, потом Твери.
1863 -1864 - сотрудничает в журнале «Современник»
1864 -1868 - возглавляет казенные палаты в Пензе, Туле и Рязани.
1868 - по велению царя уволен в окончательную отставку.
1868 - 1884 - работает в журнале «Отечественные записки»
1882 - 1886 - пишет цикл сказок.
1889 – Салтыков - Щедрин похоронен на кладбище в Петербурге.
В 1847г. в печати появляются его первые литературные произведения – "Противоречия” и "Запутанное дел”. Но всерьез о Салтыкове, как о писателе, заговорили только в 1856 г., когда он начал публикацию "Губернских очерков”. Свой литературный талант он направил на то, чтобы открыть глаза, показать тем, кто еще не видит творящегося в стране беззакония, процветающего невежества и тупости, торжества бюрократии. М.Е. Салтыков-Щедрин — великий русский сатирик, революционер-демократ, соратник Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против общественного зла и социальной несправедливости он избрал сатиру, продолжив и развив в новых исторических условиях традиции Фонвизина и Гоголя. Чернышевский утверждал: "Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей картины нашего быта не рисовались красками более мрачными. Никто не карал наших собственных язв с большей беспощадностью". (Слайд №3) 2. Слово учителя. Историческая справка. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. (Слайд № 4-5) . Форма сказки отвечала задачам писателя – обнажить пороки общества, показать несостоятельность управленческого аппарата. Она была доступна любому читателю, близка простому народу. К этому жанру писатель обратился и из-за цензурных преследований. Хотя цензор Лебедев доносил: "Намерение г. С. издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами более чем странно. То, что г. С. называет сказками, вовсе не соответствует своему названию; его сказки — это та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства". Слайд №6 – идейно- тематическое содержание сказок: - Обличение самодержавия
- Обличение господствующего класса
- Обличение бездеятельных либералов и обывателей
- Показ положения угнетенного народа. Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок Салтыкова-Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. Именно поэтому произведения Салтыкова-Щедрина множество раз переиздавались и в наше время. (Слайд № 7).
III.Работа над литературными терминами Прежде, чем мы приступим к анализу сказки "Премудрый пискарь”, рассмотрим необходимые термины: сарказм, ирония, гротеск, гипербола. (Слайд №8) IV. Работа над текстом сказки. Сказка "Премудрый пескарь” (1883) стала хрестоматийной. 1). Работа над образом главного героя (слайд №9) Как жили родители пескаря? Что завещал ему отец перед смертью? Как решил жить премудрый пескарь? Как автор описывает пескаря-сына? (слайд №10) Как описывает автор его жилище? (слайд №11) Какова была жизненная позиция пескаря? Как называют человека с такой жизненной позицией? (слайд №12). Итак, мы видим, что пескарь поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по характеру, пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех "перемудрил"! «Премудрость» пескаря проявилась не только в следовании завету отца «гляди в оба!», но и в «творческом» его осмыслении: для того чтобы выжить, нужно стараться… не жить! Прозябание в норе – верная гарантия долгого века в мире зубастых щук, грозных раков и водяных блох. По сравнению с отцом пескарь-сын «преуспел» и в деле продолжения рода: семьи и детей не имел, хотя сам вышел из большого пескариного семейства. Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: " Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал”. Только перед смертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит. Жизненный итог пескаря печален: столетнее бдение в норе закончилось непонятным исчезновением умирающего затворника. Но это – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А подтекст карикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанской России хорошо объяснил художник А. Каневский, делавший иллюстрации к сказке "Премудрый пескарь”: "…всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму облек его писатель, и я, художник, должен ее сохранить. Задача моя – сочетать образ запуганного обывателя и пескаря, совместить рыбьи и человеческие свойства…”. В "Премудром пескаре" Салтыков - Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. 2) Работа над композицией произведения, художественными средствами. Какова композиция произведения? (В малом по объему произведении автор прослеживает жизнь главного героя от рождения и до бесславной смерти. Круг действующих лиц предельно узок: сам пескарь и его отец, чьи наказы он выполняет.) Какие традиционные сказочные мотивы использует автор? (Используется традиционный сказочный зачин "жил-был пискарь”, распространенные обороты "ни в сказке сказать, ни пером описать”, "стал жить-поживать”, народные выражения "ума палата”, "откуда ни возьмись”, просторечия "распостылая жизнь”, "погублять”.) Что позволяет нам говорить о смешении фантастики и реальности в произведении? (Наряду с фольклорными, в сказке звучат выражения, употреблявшиеся автором и его современниками "моцион делать”, "отрекомендоваться”.) Найдите в тексте примеры использования гротеска, гиперболы. Для чего, как вы думаете, автор использует эзопов язык? Политическая направленность сатиры Салтыкова-Щедрина потребовала новых художественных форм. Чтобы обойти цензурные препятствия, сатирик должен был обратиться к иносказаниям, намекам, к "эзопову языку". Соединение фантастики и реальности, использование гротеска, гиперболы, позволило писателю создать новый оригинальный жанр политической сказки. ( Слайд № 13).Такая форма повествования помогает раздвинуть границы художественного изображения. Сатира на мелкого обывателя приобретает огромный масштаб, создается символ трусливого человека. Вся его биография сводится к формуле: "Жил – дрожал, и умирал – дрожал”. В "Премудром пискаре" выведен образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой. Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что и человеку могут быть присущи "рыбьи" черты. Смысл этой аллегории раскрывается в словах автора: "Неправильно полагают те, кто думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норе и дрожат. Нет, это не граждане, а, по меньшей мере, бесполезные пискари". 3) Работа над заглавием и идеей произведения (слайд №14) Как вы понимаете заглавие произведения? Какой прием использует автор в заглавии? (Пескарь считал себя премудрым. И автор называет так сказку. Но за этим заголовком скрыта ирония, выявляющая никчемность и бесполезность обывателя, дрожащего за свою жизнь.) Какие риторические вопросы задает себе пескарь перед смертью? Найдите их в тексте. Зачем они введены в текст произведения? ("Какие были у него радости? Кого он утешил? Кого кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел защитил?” На все эти вопросы звучит один ответ – никого, никому, никаких. Вопросы введены в сказку для читателя, для того, чтобы он задал их себе и задумался о смысле своей жизни.) Какова же идея произведения? (Нельзя жить только ради сохранения своей жизни. Необходимо ставить перед собой высокие цели и идти к ним. Необходимо помнить о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.) V. Заключительное слово учителя. Мы увидели, что в сказке автор обличает трусость, умственную ограниченность, жизненную несостоятельность обывателя. Писатель ставит важные философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека. Проблемы эти будут всегда стоять перед человеком и обществом в целом. Писатель не стремится развлечь читателя, он преподносит ему нравственный урок. Слайд № 15. VI. Выставление оценок. VII. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра "Что лучше – жить сто лет, не принеся ни вреда, ни пользы, или жить, совершая ошибки и учась на них?» (Слайд №16).
|