Среда, 15.05.2024, 16:14
ПОРТФОЛИО БАРСАМОВОЙ НИНЫ ЮРЬЕВНЫ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
В этот день...
Категории раздела
Мои файлы [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

Урок по теме: Обличение мира обывателей в сказке Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь"
[ Скачать с сервера (22.4 Kb) ] 03.11.2012, 23:54
Обличение мира обывателей  в сказке Салтыкова - Щедрина
 "Премудрый пискарь"
Цели урока:
1.Обучающие:
а) Знания:
Повторение и систематизация полученных знаний о личности и творчестве писателя – сатирика Салтыкова - Щедрина; вспомнить ранее прочитанные произведения писателя, выявить особенности жанра сказки, использование автором различных художественных средств.
б) Умения:
Нахождение в тексте изучаемого произведения тропов.
Закрепление умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания.
2. Развивающие:
Воспроизводить материал в конце урока.
Развивать устную речь учащихся.
3. Воспитывающие:
Воспитание активной жизненной позиции.
Воспитание интереса к литературе.
Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний + практикум).
Оборудование и оформление: компьютер,  мультимедийный проектор, экран; тексты сказок Салтыкова – Щедрина, библиотечная серия «Выставка в школе» М.Е. Салтыков – Щедрин; презентация PowerPoint.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверить готовность учащихся к уроку.

Психологически настроить их на предстоящее занятие.

Вводная часть

1. Сообщение темы урока. (Слайд №1 презентации). 

2. Постановка целей урока.

II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя. Биографическая справка. (Слайд №2 презентации).

Запись в тетрадях хронологической таблицы биографических фактов писателя.

Родился 15 (27)  января 1826  в селе Спас-Угол  Калязинского уезда Тверской губернии. Отец Евграф Васильевич происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать Ольга Михайловна – из семьи богатого московского купца.

Получил отличное домашнее образование. К шести годам легко общается на французском и немецком,  пишет по-русски.

1836 –1838 гг. Московский дворянский институт. 

1838 –1844 гг. Царскосельский лицей.

1841 – первое напечатанное стихотворение «Лира», посвященное памяти Г.Р.Державина и А.С.Пушкина.

1844 – после окончания лицея назначен чиновником в канцелярию Военного министерства.

1847 - повесть «Противоречия»

1848 – повесть «Запутанное дело»

1848 – за свои первые повести Салтыков  отправлен в ссылку в Вятку, где  пробыл почти 8 лет.

1858 -1862 - вице-губернатор Рязани, потом Твери.

1863 -1864 - сотрудничает в журнале «Современник»

1864 -1868 - возглавляет казенные палаты в Пензе, Туле и Рязани.

1868 - по велению царя уволен в окончательную отставку.

1868 - 1884 - работает в журнале «Отечественные записки»

1882 - 1886 - пишет цикл сказок.

1889 – Салтыков - Щедрин похоронен на кладбище в Петербурге.

В 1847г. в печати появляются его первые литературные произведения – "Противоречия” и "Запутанное дел”. Но всерьез о Салтыкове, как о писателе, заговорили только в 1856 г., когда он начал публикацию "Губернских очерков”. 
Свой литературный талант он направил на то, чтобы открыть глаза, показать тем, кто еще не видит творящегося в стране беззакония, процветающего невежества и тупости, торжества бюрократии. М.Е. Салтыков-Щедрин — великий русский сатирик, революционер-демократ, соратник Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против общественного зла и социальной несправедливости он избрал сатиру, продолжив и развив в новых исторических условиях традиции Фонвизина и Гоголя. Чернышевский утверждал: "Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей картины нашего быта не рисовались красками более мрачными. Никто не карал наших собственных язв с большей беспощадностью". (Слайд №3)
2. Слово учителя. Историческая  справка.
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки.  (Слайд № 4-5) .
Форма сказки отвечала задачам писателя – обнажить пороки общества, показать несостоятельность управленческого аппарата. Она была доступна  любому читателю, близка простому народу. К этому жанру писатель обратился и из-за цензурных преследований. Хотя цензор Лебедев  доносил: "Намерение г. С. издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами более чем странно. То, что г. С. называет сказками, вовсе не соответствует своему названию; его сказки — это та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства".
Слайд №6 – идейно- тематическое содержание сказок:
- Обличение самодержавия

- Обличение господствующего класса

- Обличение бездеятельных либералов и обывателей

- Показ положения угнетенного народа.
Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок Салтыкова-Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. Именно поэтому произведения Салтыкова-Щедрина множество раз переиздавались и в наше время. (Слайд № 7).

III.Работа над литературными терминами
Прежде, чем мы приступим к анализу сказки "Премудрый пискарь”, рассмотрим необходимые термины: сарказм, ирония, гротеск, гипербола. (Слайд №8)
IV. Работа над текстом сказки.
Сказка "Премудрый пескарь” (1883) стала хрестоматийной.
1). Работа над образом главного героя (слайд №9)
Как жили родители пескаря? Что завещал ему отец перед смертью?
Как решил жить премудрый пескарь?
Как автор описывает пескаря-сына? (слайд №10)
Как описывает автор его жилище? (слайд №11)
Какова была жизненная позиция пескаря? Как называют человека с такой жизненной позицией? (слайд №12).
Итак, мы видим, что пескарь поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по характеру, пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех "перемудрил"! «Премудрость» пескаря проявилась не только в следовании завету отца «гляди в оба!», но и в «творческом» его осмыслении: для того чтобы выжить, нужно стараться… не жить! Прозябание в норе – верная гарантия долгого века в мире зубастых щук, грозных раков и водяных блох. По сравнению с отцом пескарь-сын «преуспел» и в деле продолжения рода: семьи и детей не имел, хотя сам вышел из большого пескариного семейства. Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: " Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал”. Только перед смертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит. Жизненный итог пескаря печален: столетнее бдение в норе закончилось непонятным исчезновением умирающего затворника.
Но это – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А подтекст карикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанской России хорошо объяснил художник А. Каневский, делавший иллюстрации к сказке "Премудрый пескарь”: "…всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму облек его писатель, и я, художник, должен ее сохранить. Задача моя – сочетать образ запуганного обывателя и пескаря, совместить рыбьи и человеческие свойства…”.
В "Премудром  пескаре" Салтыков - Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. 
2) Работа над композицией произведения, художественными средствами.
Какова композиция произведения? (В малом по объему произведении автор прослеживает жизнь главного героя от рождения и до бесславной смерти. Круг действующих лиц предельно узок: сам пескарь и его отец, чьи наказы он выполняет.)
Какие традиционные сказочные мотивы использует автор? (Используется традиционный сказочный зачин "жил-был пискарь”, распространенные обороты "ни в сказке сказать, ни пером описать”, "стал жить-поживать”, народные выражения "ума палата”, "откуда ни возьмись”, просторечия "распостылая жизнь”, "погублять”.)
Что позволяет нам говорить о смешении фантастики и реальности в произведении? (Наряду с фольклорными, в сказке звучат выражения, употреблявшиеся автором и его современниками "моцион делать”, "отрекомендоваться”.)
Найдите в тексте примеры использования гротеска, гиперболы.
Для чего, как вы думаете, автор использует эзопов язык?
Политическая направленность сатиры Салтыкова-Щедрина потребовала новых художественных форм. Чтобы обойти цензурные препятствия, сатирик должен был обратиться к иносказаниям, намекам, к "эзопову языку". Соединение фантастики и реальности, использование гротеска, гиперболы, позволило писателю создать новый оригинальный жанр политической сказки. ( Слайд № 13).Такая форма повествования помогает раздвинуть границы художественного изображения. Сатира на мелкого обывателя приобретает огромный масштаб, создается символ трусливого человека. Вся его биография сводится к формуле: "Жил – дрожал, и умирал – дрожал”.
В "Премудром пискаре" выведен образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой. Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что и человеку могут быть присущи "рыбьи" черты. Смысл этой аллегории раскрывается в словах автора: "Неправильно полагают те, кто думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норе и дрожат. Нет, это не граждане, а, по меньшей мере, бесполезные пискари".
3) Работа над заглавием и идеей произведения (слайд №14)
Как вы понимаете заглавие произведения? Какой прием использует автор в заглавии? (Пескарь считал себя премудрым. И автор называет так сказку. Но за этим заголовком скрыта ирония, выявляющая никчемность и бесполезность обывателя, дрожащего за свою жизнь.)
Какие риторические вопросы задает себе пескарь перед смертью? Найдите их в тексте. Зачем они введены в текст произведения? ("Какие были у него радости? Кого он утешил? Кого кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел защитил?” На все эти вопросы звучит один ответ – никого, никому, никаких. Вопросы введены в сказку для читателя, для того, чтобы он задал их себе и задумался о смысле своей жизни.)
Какова же идея произведения? (Нельзя жить только ради сохранения своей жизни. Необходимо ставить перед собой высокие цели и идти к ним. Необходимо помнить о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.)
V. Заключительное слово учителя.
Мы увидели, что в сказке автор обличает трусость, умственную ограниченность, жизненную несостоятельность обывателя. Писатель ставит важные философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека. Проблемы эти будут всегда стоять перед человеком и обществом в целом. Писатель не стремится развлечь читателя, он преподносит ему нравственный урок.  
Слайд № 15.
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра "Что лучше – жить сто лет, не принеся ни вреда, ни пользы, или жить, совершая ошибки и учась на них?» (Слайд №16).

Категория: Мои файлы | Добавил: Barsamova | Теги: сказки, Салтыков- Щедрин
Просмотров: 6435 | Загрузок: 287 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Цитаты
У ночи-мрак. У листьев-шум. У ветра-свист. У капли-дробность. А у людей-пытливый ум. И жить упорная способность. Л. Мартынов
Наш опрос
Введение новых образовательных стандартов по вашему мнению...
Всего ответов: 1
3D поиск
Поиск
 © Барсамова Нина Юрьевна 2012