Вторник, 14.05.2024, 10:56
ПОРТФОЛИО БАРСАМОВОЙ НИНЫ ЮРЬЕВНЫ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
В этот день...
Категории раздела
Мои файлы [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

Тема нового «маленького человека» в творчестве М.М. Зощенко.
[ Скачать с сервера (12.0 Kb) ] 26.10.2012, 23:45
Тема нового «маленького человека»
 в творчестве М.М. Зощенко.

Материал к уроку: 1. таблица «Маленький человек»;
 2. рассказы Зощенко «Аристократка», «Монтер».

Цели: 1. показать развитие образа «маленького человека»;
 выявить причины изменения черт героев, опираясь на рассказы М.М.Зощенко;
показать развитие сатириком традиций литературы  XIX века («маленький человек», «смех сквозь слезы»);
2.развиватьумения анализа прозаического текста, системы героев, наблюдения  над языком героев;
3. углубление эстетического восприятия прозаического произведения.

Подготовка к уроку: 
Учащиеся:
1. Прочитать рассказы М.М.Зощенко «Аристократка», «Монтер».
2. Повторить черты «маленького человека».

  Ход урока:
 Оргмомент. Начало урока.
I. Актуализация знаний.
   -Что привлекает нас в формулировке темы урока? (Сочетание «новый маленький человек»).
  - Почему «новый», нам как раз и предстоит сегодня выяснить. Сначала обратимся уже к знакомому вам понятию «маленький человек». 
Что это за литературный тип героя? Каковы основные черты «маленького человека»? Кто из литературных героев является «маленьким человеком»?

( Самсон Вырин «Станционный смотритель» А.С.Пушкина;        чиновники
Акакий Акакиевич «Шинель»  Н.В.Гоголя;                                     низшего
Макар Девушкин «Бедные люди» Ф.М. Достоевского)                  класса.
 
Таблица Основные черты «маленького человека»
Низкое социальное положение
Бесправие и нужда
Уязвленная гордость
Забитость, попранное человеческое достоинство
Обратимся к литературной энциклопедии:
 «Маленький человек» - В литературе обозначение разнородных героев, объединенных тем, что занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это общество определяет их психологию и общественное поведение. Развитие сюжета строится главным образом на истории какой-нибудь обиды, оскорбления, несчастья».

- Какое право «маленького человека» отстаивали писатели- реалисты XIX века? (право на сострадание, сочувствие, понимание, уважение).

-Итак, герой нам знаком.  Сегодня на уроке мы должны понять: каков же «новый маленький человек»? Что в нем изменилось? И почему он появляется в начале 20-х годов XX века, когда страна уже бодро шагала к социализму? Почему к данной теме обратился писатель- сатирик?
На эти и другие вопросы мы должны с вами сегодня найти ответ.

II. Слово учителя о писателе.
 Образ «нового маленького человека» мы найдем в творчестве замечательного русского сатирика 20 века Михаила Михайловича Зощенко (1854- 1958).
 Свой первый рассказ Зощенко опубликовал в 1921 году, а уже через 10 лет он был автором более 50-ти книжек.
На долю Зощенко выпала слава, неслыханная для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего 3-4 года работы, чтобы в один прекрасный день ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и в многомиллионной массе читателей. Его обожали. Когда в конце 20-х годов «Красная газета» провела опрос: «Кто самый знаменитый человек в Ленинграде?», им оказался Зощенко. Но любимый в массах, ценимый знатоками литературы, у партийных работников он заслужил клеймо «клеветника», «скверного анекдотчика»: «Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Он привык глумиться над советским бытом, советскими порядками, прикрывая это глумление маской пустопорожней развлекательности и никчемной юмористики».
Каков же его герой, если  автор заслужил такую негативную оценку? 

III. Работа с текстом.
1.
Обратимся к рассказу «Аристократка» (1923 г.) Текст вам знаком. Напомните  кратко содержание.

Письменное задание учащимся: Выпишите из текста слова, словосочетания, характеризующие Григория Ивановича и Аристократку.
   
Григорий Иванович 
Встретились на собрании; кавалер и у власти; лицо официальное; в смысле водопровода; приму под руку; волочусь как щука; перед народом совестно; комячейка; буржуем нерезаным вьюсь; буржуйская стыдливость; хожу, что петух; вожжа под хвост; индифферентно.

Аристократка
В шляпке; чулочки фильдекосовые; мопсик; зуб золоченый; развернула идеологию; этакая фря; байковый платок; велит под руку принять; развратная походка; свинство без денег.
2.
Беседа по вопросам:
1. Что представляет собой герой?  (Ощущает себя человеком «у власти», «лицо официальное», член «комячейки», на собрании чувствует себя увереннее, чем в театре- центре культуры).
2. Как относится к женщине, определяет ее «аристократическую сущность»?  (По внешнему виду, манере одеваться. Прилично одета, хочет «развлекаться культурно» - аристократка).
3. Каков уровень культуры поведения, такта героя?  (Буржуазные замашки – «перед народом совестно»).
4. Как воспринимаются героем нормальные человеческие чувства?  (Буржуйскими замашками - «буржуем вьюсь», «Буржуйская стыдливость»).
5. Каков образ Аристократки, отличается ли от образа нашего героя? ( Она под стать своему кавалеру). 

 - Мы выделили основные черты героя, вернемся к таблице, сравним его с образом «маленького человека» XIX века.

Вывод ученика с комментариями учителя. 
- Социальное положение его невысоко - сантехник, рядовой человек, каких миллионы. Мы видим его оскорбленным, обиженным тем, что ему приходится себя вести как «буржую нерезаному», он испытывает стыд за нехватку денег (нужда) – это растерявшийся, неуверенный «маленький человек».

- Чем отличается от героя  XIX века?  (Наш герой бравирует. Нехватку денег прикрывает моралью: «Не в деньгах счастье», хотя фабула рассказа говорит об обратном). 
- Каков язык героя?  ( Стилизация под простую речь. Грубый, неуклюжий, безграмотный. Бестолковые конструкции, попытки выражаться научно).

Наш «маленький человек» пока еще неуверенно заявляет о себе, по сути дела – это попытка заявить о себе, как о «хозяине жизни».

2.
Перейдем к рассказу «Монтер» (1927г.), проследим, как эта тема развивается дальше.

- Где разворачиваются события?
- Каков герой рассказа?
- Как он о себе заявляет?
- Чем отличается от героев XIX века и героя «Аристократки»?
(4 года разделяют два рассказа. Герой все тот же, по сути, но он не желает находиться где-то на краю жизни, претендует на роль главного действующего лица, на роль «хозяина жизни». Если Григорий Иванович еще неуверенно чувствует себя в театре, то именно там Иван Кузьмич Мякишев заявляет о себе во весь голос).
- Является ли он таковым? Какова его истинная роль в историческом процессе?  ( Роль героя ничтожна. Он надулся как индюк, воображая себя важной фигурой,  на самом деле он смешон.)

- Зощенко показывает своих героев в различных смешных ситуациях. Но так ли беспечен этот смех?  ( Это «смех сквозь слезы», за беззаботными нотками видны боль и горечь. Потому что «новый маленький человек» - это не отдельный социальный тип, это многомиллионная масса, которой Зощенко – сатирик пытался  «открыть глаза», и которого за это называли «клеветником».
 «Станционного смотрителя»(1830г.) А.С.Пушкина  и «Монтера» М.М.Зощенко разделяет 100 лет, но образ, несколько преображенный, еще распространен.
- Можно ли в наше время говорить о «новом «маленьком человеке»  конца XX – нач. XXI  века? Этот вопрос остается вам для размышления дома. Написать сочинение – миниатюру  «Новый «маленький человек»  конца XX – нач. XXI  века»

Подведение итогов урока
- Сделайте вывод – какой он - «новый маленький  человек», что в нем изменилось?   Оформим в виде опорной схемы. 

Низкое социальное положение;
Низкий уровень культуры, образования;
Наглость;
Претендует на право  «хозяина жизни», этим и смешон.

Заключительное слово учителя
-Итак, мы на уроке проследили эволюцию образа «маленького человека», выяснили причины его изменения, соприкоснулись с творчеством замечательного сатирика М.Зощенко, поработали над анализом прозаического текста.

Категория: Мои файлы | Добавил: Barsamova | Теги: маленький человек, Зощенко
Просмотров: 3124 | Загрузок: 165 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Цитаты
У ночи-мрак. У листьев-шум. У ветра-свист. У капли-дробность. А у людей-пытливый ум. И жить упорная способность. Л. Мартынов
Наш опрос
Введение новых образовательных стандартов по вашему мнению...
Всего ответов: 1
3D поиск
Поиск
 © Барсамова Нина Юрьевна 2012