Тема нового «маленького человека» в творчестве М.М. Зощенко.
Материал к уроку: 1. таблица «Маленький человек»; 2. рассказы Зощенко «Аристократка», «Монтер».
Цели: 1. показать развитие образа «маленького человека»; выявить причины изменения черт героев, опираясь на рассказы М.М.Зощенко; показать развитие сатириком традиций литературы XIX века («маленький человек», «смех сквозь слезы»); 2.развиватьумения анализа прозаического текста, системы героев, наблюдения над языком героев; 3. углубление эстетического восприятия прозаического произведения.
Подготовка к уроку: Учащиеся: 1. Прочитать рассказы М.М.Зощенко «Аристократка», «Монтер». 2. Повторить черты «маленького человека».
Ход урока: Оргмомент. Начало урока. I. Актуализация знаний. -Что привлекает нас в формулировке темы урока? (Сочетание «новый маленький человек»). - Почему «новый», нам как раз и предстоит сегодня выяснить. Сначала обратимся уже к знакомому вам понятию «маленький человек». Что это за литературный тип героя? Каковы основные черты «маленького человека»? Кто из литературных героев является «маленьким человеком»?
( Самсон Вырин «Станционный смотритель» А.С.Пушкина; чиновники Акакий Акакиевич «Шинель» Н.В.Гоголя; низшего Макар Девушкин «Бедные люди» Ф.М. Достоевского) класса. Таблица Основные черты «маленького человека» • Низкое социальное положение • Бесправие и нужда • Уязвленная гордость • Забитость, попранное человеческое достоинство Обратимся к литературной энциклопедии: «Маленький человек» - В литературе обозначение разнородных героев, объединенных тем, что занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это общество определяет их психологию и общественное поведение. Развитие сюжета строится главным образом на истории какой-нибудь обиды, оскорбления, несчастья».
- Какое право «маленького человека» отстаивали писатели- реалисты XIX века? (право на сострадание, сочувствие, понимание, уважение).
-Итак, герой нам знаком. Сегодня на уроке мы должны понять: каков же «новый маленький человек»? Что в нем изменилось? И почему он появляется в начале 20-х годов XX века, когда страна уже бодро шагала к социализму? Почему к данной теме обратился писатель- сатирик? На эти и другие вопросы мы должны с вами сегодня найти ответ.
II. Слово учителя о писателе. Образ «нового маленького человека» мы найдем в творчестве замечательного русского сатирика 20 века Михаила Михайловича Зощенко (1854- 1958). Свой первый рассказ Зощенко опубликовал в 1921 году, а уже через 10 лет он был автором более 50-ти книжек. На долю Зощенко выпала слава, неслыханная для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего 3-4 года работы, чтобы в один прекрасный день ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и в многомиллионной массе читателей. Его обожали. Когда в конце 20-х годов «Красная газета» провела опрос: «Кто самый знаменитый человек в Ленинграде?», им оказался Зощенко. Но любимый в массах, ценимый знатоками литературы, у партийных работников он заслужил клеймо «клеветника», «скверного анекдотчика»: «Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Он привык глумиться над советским бытом, советскими порядками, прикрывая это глумление маской пустопорожней развлекательности и никчемной юмористики». Каков же его герой, если автор заслужил такую негативную оценку?
III. Работа с текстом. 1. Обратимся к рассказу «Аристократка» (1923 г.) Текст вам знаком. Напомните кратко содержание.
Письменное задание учащимся: Выпишите из текста слова, словосочетания, характеризующие Григория Ивановича и Аристократку. Григорий Иванович Встретились на собрании; кавалер и у власти; лицо официальное; в смысле водопровода; приму под руку; волочусь как щука; перед народом совестно; комячейка; буржуем нерезаным вьюсь; буржуйская стыдливость; хожу, что петух; вожжа под хвост; индифферентно.
Аристократка В шляпке; чулочки фильдекосовые; мопсик; зуб золоченый; развернула идеологию; этакая фря; байковый платок; велит под руку принять; развратная походка; свинство без денег. 2. Беседа по вопросам: 1. Что представляет собой герой? (Ощущает себя человеком «у власти», «лицо официальное», член «комячейки», на собрании чувствует себя увереннее, чем в театре- центре культуры). 2. Как относится к женщине, определяет ее «аристократическую сущность»? (По внешнему виду, манере одеваться. Прилично одета, хочет «развлекаться культурно» - аристократка). 3. Каков уровень культуры поведения, такта героя? (Буржуазные замашки – «перед народом совестно»). 4. Как воспринимаются героем нормальные человеческие чувства? (Буржуйскими замашками - «буржуем вьюсь», «Буржуйская стыдливость»). 5. Каков образ Аристократки, отличается ли от образа нашего героя? ( Она под стать своему кавалеру).
- Мы выделили основные черты героя, вернемся к таблице, сравним его с образом «маленького человека» XIX века.
Вывод ученика с комментариями учителя. - Социальное положение его невысоко - сантехник, рядовой человек, каких миллионы. Мы видим его оскорбленным, обиженным тем, что ему приходится себя вести как «буржую нерезаному», он испытывает стыд за нехватку денег (нужда) – это растерявшийся, неуверенный «маленький человек».
- Чем отличается от героя XIX века? (Наш герой бравирует. Нехватку денег прикрывает моралью: «Не в деньгах счастье», хотя фабула рассказа говорит об обратном). - Каков язык героя? ( Стилизация под простую речь. Грубый, неуклюжий, безграмотный. Бестолковые конструкции, попытки выражаться научно).
Наш «маленький человек» пока еще неуверенно заявляет о себе, по сути дела – это попытка заявить о себе, как о «хозяине жизни».
2. Перейдем к рассказу «Монтер» (1927г.), проследим, как эта тема развивается дальше.
- Где разворачиваются события? - Каков герой рассказа? - Как он о себе заявляет? - Чем отличается от героев XIX века и героя «Аристократки»? (4 года разделяют два рассказа. Герой все тот же, по сути, но он не желает находиться где-то на краю жизни, претендует на роль главного действующего лица, на роль «хозяина жизни». Если Григорий Иванович еще неуверенно чувствует себя в театре, то именно там Иван Кузьмич Мякишев заявляет о себе во весь голос). - Является ли он таковым? Какова его истинная роль в историческом процессе? ( Роль героя ничтожна. Он надулся как индюк, воображая себя важной фигурой, на самом деле он смешон.)
- Зощенко показывает своих героев в различных смешных ситуациях. Но так ли беспечен этот смех? ( Это «смех сквозь слезы», за беззаботными нотками видны боль и горечь. Потому что «новый маленький человек» - это не отдельный социальный тип, это многомиллионная масса, которой Зощенко – сатирик пытался «открыть глаза», и которого за это называли «клеветником». «Станционного смотрителя»(1830г.) А.С.Пушкина и «Монтера» М.М.Зощенко разделяет 100 лет, но образ, несколько преображенный, еще распространен. - Можно ли в наше время говорить о «новом «маленьком человеке» конца XX – нач. XXI века? Этот вопрос остается вам для размышления дома. Написать сочинение – миниатюру «Новый «маленький человек» конца XX – нач. XXI века»
Подведение итогов урока - Сделайте вывод – какой он - «новый маленький человек», что в нем изменилось? Оформим в виде опорной схемы.
• Низкое социальное положение; • Низкий уровень культуры, образования; • Наглость; • Претендует на право «хозяина жизни», этим и смешон.
Заключительное слово учителя -Итак, мы на уроке проследили эволюцию образа «маленького человека», выяснили причины его изменения, соприкоснулись с творчеством замечательного сатирика М.Зощенко, поработали над анализом прозаического текста.
|