Элективный курс по русскому языку
«ИСКУССТВО ВЛАДЕТЬ
СЛОВОМ»
Пояснительная записка.
С чего начинаются первые шаги в
журналистику? Может ли удачное написание школьного сочинения служить началом
постижения одной из самых востребованных профессий в наш информационный век?
Конечно, ведь принципы работы над сочинением такие же, как и принципы работы
над любым текстом.
Сочинение – тот вид деятельности,
который оказывается одним из наиболее востребованных в эпоху развития глобальных
коммуникаций.
Старшеклассники серьезно
задумываются над своими способностями и склонностями. Полезно время от времени
предлагать им роль писателей, критиков, издателей, журналистов и редакторов.
Главная цель сочинения любого жанра
– активизация творческого начала. Учащиеся должны владеть необходимыми навыками
сочинения в художественных, публицистических и научных жанрах.
Цель элективного курса – расширить и углубить знания обучающихся о жанрах сочинений; дать
возможность раскрыть свой творческий потенциал, уйти от шаблонности
высказываний, помочь развитию личности.
Программа направлена на достижение
следующих задач:
ü освоить культуру устной и письменной
речи;
ü раскрыть особенности текста;
ü расширить и углубить знания о газетных жанрах сочинений;
ü научить старшеклассников понимать специфические особенности газетных жанров
сочинений, определять пригодность того или иного жанра к данной теме, к данному
материалу, к данному адресату;
ü привить учащимся старших классов авторское достоинство, которое пробуждает
подлинный интерес к написанию сочинений газетных жанров, воспитывает
ответственность за творческую работу.
В результате изучения курса учащиеся должны:
ü уметь писать сочинения в газетных жанрах;
ü уметь отбирать фактический и языковой материал для сочинения того или иного
жанра;
ü учиться редактировать тексты сочинений;
ü активно владеть жанрами сочинений, значимыми в учебной деятельности
учащихся.
ü
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов.
№ урока
|
Название раздела, темы.
|
Дата
|
1.
|
Введение.
Текст как речевое произведение (повторение).
|
|
2.
|
Сочинение – это тоже текст.
|
|
3.
|
Реферат как вид текста.
|
|
4.
|
У каждого сочинения – свой жанр (обзор).
|
|
5.
|
Репортаж.
|
|
6.
|
Форма контроля: сочинение – репортаж.
|
|
7.
|
Интервью.
|
|
8.
|
Портретный очерк.
|
|
9.
|
Путевой очерк.
|
|
10.
|
Статья.
|
|
11.
|
Эссе.
|
|
12.
|
Форма контроля: сочинение в жанре эссе.
|
|
13-14.
|
Рецензия.
|
|
15.
|
Дневниковые записи. Сочинение – письмо.
|
|
16-17.
|
Зачетные уроки. Подведение итогов.
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Гринина-Земскова А.М. Обучение
сочинениям типа газетных жанров, Волгоград,1977.
2.
Гринина-Земскова А.М. Сочинения в
газетных жанрах: пособие для учителей.- М., 1977.
3.
Методические указания к
факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров: пособие для
учащихся/ сост. Т.А. Ладыженская.- М., 1986.
4.
Новиков Л.А. Искусство слова.- М.,
1991.
5.
Розенталь Д.Э. Практическая
стилистика русского языка. - М.,1998.
|